Когда
мы служеим божественную Литургии и начинаем главную часть -
Евхаристию или благодарение, чтобы принести бескровную Жертву, мы
призываем: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповедуем». Это
значит: чтобы исповедать Святую Троицу, необходимо полюбить друг друга.
Невозможно полюбить Бога, если мы друг друга не любим. Этот призыв
церковь обращает к предстоящим всякий раз прежде, чем мы принесем
бескровную Жертву, т.е. обратимся к Богу с теми словами, которые Господь
произносил на тайной вечери: « Примите, едите, это Тело Мое, за вас
ломимое….Пейте от нее все, это Кровь Моя, за вас изливаемая». Между нами
и Богом, между нами и людьми всегда стоит средостение, сквозь которое
нельзя пройти - наша непримиренность…с Богом, с миром, с жизнью, с
обстоятельствами, с другими людьми. Непримиренность выливается в два
противоположных переживания. Это может быть либо безразличие и
черствость, либо гнев и ненависть. В таком состоянии души приносить Богу
бескровную жертву благодарности невозможно. Стену необходимо разрушить.
Господь и призывает нас простить друг друга и простить Бога. Слишком часто у нас возникают
к Богу претензии. Они нелепые и необоснованные, но тем не менее,
претензии: «Почему же Ты смотришь на царящее в мире зло и его не
прекратишь?» Такие же претензии к миру. То, что мы не можем изменить в
себе, мы вменяем в вину внешним обстоятельствам. Не задумываясь о
собственной вине, мы проецируем её на внешних врагов.
Каждый раз, принося Богу благодарение, мы
произносим слова: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповедуем». В
это время священники в Алтаре протягивают друг другу руку, обнимаются со
словами: «Христос посреди нас» и отвечаем: «Есть и будет».
Господь в Евангелии сегодня указывает
необходимость примирения и приводит притчу. Один человек решил
рассчитаться со своими должниками. Он призвал первого из должников,
который должен ему был тьму талантов. Талант серебра или золота –очень
большая сумма, исчисляемая на весах. Мы до сих пор употребляем выражение
«на вес золота». Славянское слово «тьма» означает «десять тысяч»–
огромное количество золота или серебра. Заимодавец позвал своего
должника, а тот не имел средств вернуть долг. Тогда он велел продать должника в рабство с женой и детьми его, продать все его имущество и вернуть долг. Понимая,
что в жизни наступила катастрофа, должник упал в ноги заимодавцу и
сказал: «Потерпи немного, и весь долг верну тебе».
Заимодавец понимал, что долг слишком велик, и
должник не вернет его. Он пожалел должника и сказал: «Я прощаю тебе весь
долг». Что должен был
почувствовать этот человек, у которого внезапно изменилась судьба. Долг,
тяготевший над ним как смерть, был прощен. Он словно воскрес для новой
жизни, что бы начать сначала. Следовало ожидать от него радости душевной
и бесконечной благодарности. Пробужденная душа готова обнять весь мир и делиться со всеми милосердием и радостью.
Но что происходит дальше? Прощенный должник
встречает приятеля, который должен ему небольшую сумму в 100 динариев,
меньше одного таланта. Он схватил его за горло, стал душить и требовать:
«верни долг». Приятель, застигнутый врасплох, произносит те самые самые
слова, которые обрели милость заимодавца: «Потерпи, и я верну тебе весь
долг».
Долг не велик и вернуть его возможно, но прощенный должник приходит в ярость. Он
не прощает долг, но ведет должника к судье и сажает в темницу. Общие
друзья, увидев происшедшее, пожалели человека, брошенного в темницу за
мелкий долг. Они пошли к заимодавцу, простившему значительный долг и
рассказали ему о мелочной жадности прощенного. Заимодавец, простивший
должника, призвал его и сказал: « Злой раб и лукавый. Весь долг я
простил тебе. Разве не следовало тебе простить долг другу твоему». И
отдал его в темницу до тех пор, пока не возвратит долга. Заканчивая
притчу, Господь в двух словах объясняет ее смысл. Он говорит: «Вот так
поступит с вами и Отец Мой Небесный, если не отпустите каждый ближнему
своему грехов их от всего сердца». Эти слова Христос обращает ко всем
нам: «Если в вашем сердце не проснулась милость и прощение, пусть
проснется благодарность за то, что Отец Небесный прощает вам грехи».
Заповедь о прощении проходит через все Евангелие. Каждый раз в молитве
«Отче наш…» мы снова и снова повторяем эти слова: «Остави нам долги
наши, как и мы оставляем должникам нашим», чтобы эти слова достучались до нашей совести.
Comments
Edited at 2013-05-19 23:44 (local)
Соловьев любил дискутировать подобным образом.
"Если это поступки Ваших детей или учеников, обязанность воспитателя указать на эти поступки и сообщить свою оценку."
Кто-то считает, что в таком случае очень полезна публичная оценка, которая достигает сразу двух целей: унижение, в котором при обличении оказывается виновный, избавит от повторения проступка и его, и одновременно и других детей. Кто-то же, наоборот, считает, что вместе с осуждением неправильного поступка у детей может зародиться осуждение "ошибшегося", а это ослабит любовь между детьми, и кроме того, добродетель, основанная на мышлении "Я так поступать не буду, потому что так поступают плохие, а я хороший, - я вовсе не такой плохой, каким оказался вот тот провинившийся" - не лучший образец нравственного восприятия...
Вот и Януш Корчак, как он писал, сталкивался на практике с тем, что ребенка, которого он за проступок наказывал, другие дети начинали жалеть, то есть своим поведением будто бы неодобряли действия воспитателя, и поначалу, пока он не понял, что за этим стоит, это его смущало и даже возмущало...
В обычных советских школах, как мне видится, чаще все же практиковался первый вариант, то есть воспитание проводилось приемом создания из провинившегося "козла отпущения", когда учитель к провинившемуся ученику умело вызывал презрение у других учеников, тем самым одновременно и наказывая провинившегося, и избавляя других детей от желания совершения подобных проступков. А второй вариант (наказание проступка ребенка при условии сочувствия к провинившемуся со стороны других детей) даже теоретически порой непонятно, как реализовывать...
Edited at 2013-05-20 13:16 (local)
И кто-то, кого он защищал, но указал потом на их неправоту, запросто наименуют его предателем, вместо благодарности, что прежде он их защищал.
Впрочем, этот миролюбец, сопереживая обеим группам и сострадая обеим командам, даже если в него и не полетят камни, будет, в то время как другие дерутся, сам в себе сильно страдать.
Edited at 2013-05-21 11:13 (local)
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас - тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами».
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
А Вы, кстати, замечали, что чаще в жизни заставляют более слабого прощать того, кто проявил себя более сильным, а не наоборот? Видимо, чаще люди априори на стороне сильного, и потому именно слабого заставляют прощать. Хотя по идее самого понятия, это сильный должен бы прощать слабого.
Edited at 2013-05-21 11:20 (local)
А вообще, что верно, то верно: чаще люди заступаются именно за сильного. По видимому, так потому, что так бонусов больше получить можно - психология так работает. Грешная (павшая после Адамова грехопадения) душа человеческая так рассуждает.
Впрочем, Христос учил поступать часто вопреки своим личным выгодам.
Edited at 2013-05-21 11:49 (local)
Если обличаемый имеет поддержку и защитника, то, особенно в случае если его защитник достаточно силен, уже странно называть его беззащитным...
Но в Ваших словах все же звучит мысль, что обличают именно слабого... Это типа того: ну а кто же станет обличать сильного? )) Я ошибаюсь?
Edited at 2013-05-21 13:09 (local)
Edited at 2013-05-22 12:18 (local)
И если нет любви между участниками Литургии, то и причастия Христу нет?
наверное, это и есть настоящая "мерзость запустения"...
причащаемся десятилетиями и как не было, так и нет в нас Духа Святого
и это массовое явление...
И кто по количеству причастий превзойдёт архиереев и Патриарха?
а в большинстве своём, как не любили людей, так и не любят!
И это в лучшем случае...
а в худшем, становятся человеконенавистниками (люто злобными)
если нет любви между нами, то и литургии наши тщетны...
получается, без любви мы причащаемся в суд и осуждение...
и становимся только хуже (умираем)
Edited at 2013-05-20 22:48 (local)
Если врач заботливый, он может поменять самые неприятные процедуры на более мягкие, но менее эффективные. Здесь нет лжи, есть желание помочь. В церковной жизни это называют "икономия".
Как-то трудно представить себе, чтобы кто-то из "ревнителей веры" стал другого человека приглашать к причастию; вот осуждать непричащающихся "ревнители" могут, да, и заявлять об обязательной необходимости причастия, это так... А приглашать и звать? Ну разве спонсора, или "нужного" человека, может быть... А так... ведь обычно свой круг "своих" у "ревнителей" уже и без того есть...
Edited at 2013-05-22 10:11 (local)
Edited at 2013-05-22 11:38 (local)
В результате деятельности фанатиков, Новый год, теперь можно встретив с осознанным нарушением поста, т .е со щербинкой в душе.
"Щербинка" в душе возникает, вероятно, от верования, что как встретишь Новый год, таким он и будет?
Есть ведь в жизни, наверное, более серьезные проблемы, чем эта...
Да не переживайте Вы, Новый год придет, даже если Вы его встречать и не будете вовсе, он все равно придет, и нисколько не обидится на Вас за то, что Вы его не встретили...
Наверное, других проблем просто нет... :(
Нет, здесь я Вам ничем не помогу...
Вот мне богословского образования не хватает разобраться в еще более простом вопросе: как же это Создатель мира, заповедавший чтущим Его обрезываться и встречать Пасху в воспоминание исхода евреев из Египта вкушением мяса, впоследствии церковными правилами уже велит в то самое время, когда евреи воспоминают исход из Египта, наоборот, строго поститься, ведь христианская Пасха оказывается позже чем еврейская? Вы хотя бы это объяснить можете? Наверное, уж отцов Вселенских Соборов то Вы фанатиками именовать не будете?
Edited at 2013-05-23 07:27 (local)
Edited at 2013-05-21 12:03 (local)
Edited at 2013-05-23 09:16 (local)
Умник спросил.
Рыбак ответил: "А не пошел бы ты куда подальше!"
Это я к чему? Человека, невозможно засунуть в прокрустово ложе формальных правил. Те кто пытаются это сделать, только на том основании, что он их вызубрил, занимает должность, вроде, имеет на это формальное право, даже ссылаясь на авторитеты, иными словами, «учат жизни», «позволяют себе судить» являются на самом деле закомплексованными дураками.