«Определение об епархиальном управлении» от 22.02.1918 г. констатирует: «архиерей пользуется, по Божественному полномочию, всей полнотой иерархической власти в делах веро- и нравоучения,священнодействия и пастырского душепопечения». Аналогичный текст мы находим в Уставе РПЦ (гл.10 ст.11). Он тоже подразумевает «Божественное полномочие» власти, которой епископ «пользуется». Текст
«Положения о церковном суде РПЦ МП» (далее-Положение) существенно
отличается от Устава (гл.10 ст.11) в понимании природы власти епископа. В
отличие от Устава, Положение передаёт судебную власть в собственность
епископу. Епископ приватизирует власть и может «делегировать епархиальному суду». «Божественные полномочия» не подразумеваются там, где епископ оказывается источником «канонической власти», которая «из него проистекает» (Положение ст.3 п.2). Являясь
подзаконным актом Устава РПЦ, Положение вступает в противоречие с ним.
Признав епископа источником правовой власти, Положение не обосновало
каноничность заявленной позиции. Правовая власть никогда не получала в
церкви богословского обоснования, поскольку корни права остаются вне
церковных пределов.
В исторической ретроспективе власть имеет одно из трёх оснований:
1.
В монархиях власть имела божественную санкцию. Правитель являлся либо
богом, как римский кесарь и египетский фараон, либо помазанником Бога,
как библейские цари, византийские и российские самодержцы. Помазание не
входит в таинство поставления епископа. Восточная Церковь, в отличие от
Западной, не называет епископа наместником или помазанником Бога.
2.
Демократическое государство исходит из либеральной системы ценностей.
Оно ставит человека в центр законодательства. Государственная власть
обоснована интересами, правами и свободами человека, как видим в
Конституции России (ст.2). В первом случае источником власти является
Бог, во втором – человек.
3. Главой Церкви является Богочеловек: «Того дал главу выше всех Церкви» (Еф.1,22). Иисусу
Христу принадлежит полнота власти: «Ему слава и держава во веки»
(1Пет.5,11). Власть епископа можно обосновать послушанием Христу: «паси
овец моих» (Ин. 21, 16). Это
повеление имеет условие: «любишь ли ты Меня?». Во Христе обоснована
власть любви. На её основе возникает пастырство. «Одно стадо и один
Пастырь» (Ин.10,16). Христос не отдаёт овец в собственность епископу. Он
доверяет овец его попечению и потребует отчета, как следует из молитвы
на поставление. Так понимает власть епископа традиция Восточной Церкви. Епископы РПЦ считают себя хозяевами стада, отнимая его у Христа.
Господь чётко определил характер власти в церкви: «Цари господствуют над народами и владеющие ими благодетелями называются. А вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий…Я посреди вас, как
служащий» (Лк.22: 25, 27). «Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам,
то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример» (Ин. 13,
14). Власть насилия разделяет. Власть любви соединяет.
Положение не обосновало правовую власть епископа.
Власть, «проистекающая» из персональной воли человека, не нуждается в
обосновании. Самовластие само себя обосновывает. Возникает уникальная
система ценностей, в которой власть не имеет обоснования ни в Боге, ни в
человеке. В её основу положено самовластие функции, в которую Положение
превращает епископа. Неумолимая логика ведёт к одному из двух
обоснований своевластия: либо – гуманистической идее сверхчеловека, либо
- культу человекобога. В этой системе вполне логично отрицание
интересов, прав и свобод христианина. С такой же необходимостью
исключается Божественная власть.
Власть имеет только один источник и одного Собственника. Нечестиво
предполагать, что Бог разделяет власть с епископом. Если признать
Положение церковным документом,
возникает неправомерное разделение прав и ответственности. Права и
свободы принадлежат епископу, но на него не возложена ответственность.
Исполнять долг и нести ответственность обязаны все «прочие», но они не
имеют имеют прав и свобод.
В Положении нет слов «справедливость и правосудие, Бог и человек».
Исключая правосудие, авторы пренебрегают человеческой личностью, в
которой отражён Лик Христов: «как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25, 40). Положение ставит задачу навести порядок: «оградить паству Церкви Божией от ересей, расколов, нестроений и бесчиния, помогать покаянию, исправлению и спасению преступников, имея в мыслях благо святой РПЦ и спасение ближних» (Присяга судьи).
Общие слова исключают заботу о правах, достоинстве и
судьбе конкретного христианина, позволяя пренебречь человеком во имя
отвлеченных целей: «лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели весь народ погиб» (Ин.11,50). Иисус приносит в жертву Самого Себя. Каиафа предлагает принести в жертву Иисуса. Результат одинаковый: «Сын Человеческий идёт, как писано о Нём». Но разная мораль: «горе человеку тому, имже Сын Человеческий предается» (Мф.26, 24).
Это вопрос о жертвенности и целесообразности. Лукавая мудрость Каиафы
нашла опору в документах РПЦ. Христова Церковь является Богочеловеческим
организмом. Её нельзя ни обезбожить, ни обесчеловечить. Принцип Каиафы,
заложенный в церковные документы, искажает природу Церкви.
Comments
С Христом обошлись как с преступником, делали с Ним что хотели. Это с одной стороны. Но с другой Иисус Христос явил смирение перед Тем, Кто этого достоин - перед Отцом. Мне кажется и мы должны поступать по примеру Христа, смиряясь перед Отцом, попускающим собственнические устремления пастырей на наш счет.
Edited at 2013-06-22 21:49 (local)
Вопрос заключается в другом: можно ли такую ситуацию считать нормой в Церкви?
И еще другой вопрос. Снимается ли ответственность при этом с этих вышестоящих? Ведь вот как Вы написали: "За ее нарушение ответят уже не епископы, а каждый из нас." Епископы за это уже совсем не отвечают?
Edited at 2013-06-23 04:56 (local)
"каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь признал".
Если Господь определил Вам добиваться ответственности епископов, то я такого указания от Господа в свой адрес не вижу. И брать на себя смелость от имени Господа советовать Вам что-либо то же не могу. На Ваш вопрос и ответ у Вас может быть только Ваш, который от Господа, а не от людей.
Но ведь проблема то не в том, что Вы не добиваетесь ответственности епископов, а в том, что Вы почему-то утверждаете безответственность епископов. "...Такая, по-моему, заповедь дана всем нам. И за её нарушение ответят уже не епископы, а каждый из нас..." Тогда уж поясните, что именно побуждает Вас безответственность епископов проповедовать, пожалуйста.
Edited at 2013-06-23 18:31 (local)
Я этого не знаю. Просто вижу, что Вас заинтересовал пост именно в плане ответственности священноначалия.
Я обратил внимание на другой момент, который меня больше занимает, а именно моя собственная ответственность. Я считаю себя рабом Господа Иисуса Христа, а не епископа. Отсюда проистекают мои собственные действия. Именно отсюда, а не как прямая рефлексия на действия или бездействия епископов. В этом смысле для дела моего личного спасения тема собственнических устремлений начальства не является для меня в данный момент самой актуальной.
Вы усмотрели в этом проповедь беответственности епископов. Выводы для меня неожиданные.
Должно быть сложность нашего диалога именно в том, что мы оба исходим из личного опыта и личного духовного состояния на данный момент. И оно у нас разнится, что мешаетлучшему пониманию друг друга.
Тогда обдумайте получше свои собственные слова. :)
Могу написать Вам пространный комментарий, но нет уверенности, что в этом есть смысл. Мною и так достаточно много сказано.
Прочитайте еще внимательно мысль о.Павла:
"...Возникает неправомерное разделение прав и ответственности. Права и свободы принадлежат епископу, но на него не возложена ответственность. Исполнять долг и нести ответственность обязаны все «прочие», но они не имеют имеют прав и свобод."
Без свободы ответственности уже быть не может, потому что не может быть христианской нравственной деятельности, необходимыми условиями (см. "Начертание христианского нравоучения" свт. Феофана Затворника, глава "Характеристические черты христианской деятельности как нравственной") которой являются самосознание и самоначинание (самоизбрание), а тогда остается, соответственно, только вина.
Edited at 2013-06-24 12:45 (local)
Свободу даровал нам Иисус Христос, а не епископы. И без нашего ведома эту свободу у нас отнять невозможно. Можно лишить физической свободы, другой свободы действий, но всё это не отменяет собственного волевого акта о передаче себя в собственность епископа, священника, жены или мужа, или об оставлении себя в свободе, дарованной Христом.
А если Вы понимаете, что являет собою крещение, то тогда должны и понимать, что свобода, являемая Христом, даруется в крещении не без участия и епископов.
Edited at 2013-06-25 13:17 (local)
С одной стороны, Вы говорите о важности собственной ответственности перед Богом.
С другой стороны, говорите о нежелании интересоваться тем, что в других людях является грехом а что нет.
Но ведь согласие с чужим действием присваивает нам нравственную ответственность за это чужое действие, по слову святителя Феофана, и если в действиях старших по чину присутствует грех, то внутреннее согласие с чужим грехом как Божиим попущением делает Вас ответственным перед Богом за этот грех. Поэтому, если Вас интересует собственная ответственность, Вас должно интересовать, что в действиях старших является грехом, а что нет.
(Собственно, никакого противоречия уже не будет в Ваших словах, если предположить, что смыслом Вашего исходного поста в этом топике было прихожан, подчиненных, младших, "овиноватить" (не возложить ответственность, а возложить вину), а с епископов (старших по чину) снять ответственность.)
Edited at 2013-06-25 13:20 (local)
Понятно, что женщину ту не нашли.
И монахи правдолюбцы были посрамлены, можно даже сказать одурачены.
Я же так понимаю, что случай послужил всем на пользу, одним для смирения, а второму для искреннего покаяния и исправления.
Что касается меня, то Вы можете и не сомневаться, что каждый день, прожитый в этом мире, только умножает число моих грехов перед Богом. Каюсь.
Боюсь, что продолжение беседы может нам послужить не пользу, а вред. Потому вышожу из дальнейшего обсуждения темы.
Спаси Вас Господи!
А вот встречать где-либо в литературе именно такое толкование того случая из святоотеческой практики, толкование, в котором присутствовало бы отождествление одураченности и смирения, мне, слава Богу, прежде не доводилось... Речь-то ведь в той истории идет вовсе не о том, что "правдолюбцы были посрамлены", а о том, что пастырь стал развивать у монахов внимание (в том числе даже к самой той женщине) при условии чистых помыслов, при условии присутствия недоверия к себе, недоверия к собственным греховным помыслам и представлениям. Заметьте ведь, тот игумен монахам велел свое внимание обратить непосредственно на женщину, он предложил им именно отыскать, найти ее... Вот к брату некоторое внимание у тех монахов было (и это как раз очень хорошо!! - ведь иначе бы они и не обратились за помощью к игумену), но видеть женщину они не хотели (внимание к женщине для монахов содержит соблазн), не могли проявить к ней внимание, и игумен исправляет ситуацию: он побуждает этих монахов проявить внимание к самой женщине, при этом, конечно же, их ограждая всеми имеющимися средствами от возможности какого-либо для них соблазна... Потому эта ситуация и принесла впоследствии добрые плоды для всех участников...
А у Вас в толковании смирение с одураченностью будто бы отождествляется, да кроме того, еще и в адрес правдолюбия (а ведь правдолюбие - великая добродетель, входящая в Заповеди блаженств) присутствует какая-то насмешливость...
Ладно, закончим на этом разговор.
Edited at 2013-06-27 22:35 (local)
Edited at 2013-06-24 13:32 (local)
Грех все же может быть оправдан, но при этом он все равно должен именоваться грехом, а не возводиться в ранг добродетели. Например, если человек на войне соврет врагу, указывая неправильное направление, ради спасения жизни других людей, то грех лжи вполне оправдывается ситуацией, хотя ложь остается ложью.
А то, что без признания греха не может быть покаяния, вроде предметом спора являться не может.
Вы пишите, что о наказаниях Вы не сказали не слова. Странно. Вы вспоминали о церковных канонах, а в церковных канонах, насколько я знаю, говорится как раз о нарушениях и наказаниях за нарушение правил. Разве нет?
Каноны в равной мере осуждают епископов, клириков, мирян, называя грех грехом, кто бы его не совершил. Священники РПЦ могут вести себя недостойно, но подпадают осуждению. Епископ РПЦ отличается тем, что не осуждается и не имеет нужды в покаянии, как признании своей вины.
Каноны говорят о наказаниях за правонарушения (не всегда), но это выходит за границы моей темы.
Например, можно оправдать согрешившего, если перед человеком стоял сложный выбор, и он выбрал меньшее из зол среди больших зол, в этом случае намерение избежать большего зла является правильным и это оправдывает человека... Также оправдывает человека незнание (правильного). "Прости... не ведают бо что творят". Здесь тоже оправдывает человека его намерение, ведь человек не знает, что совершает зло, и соответственно намерения делать зло он не имеет. Это оправдывает человека, но не оправдывает грех.
Можно оправдывать человека, но не следует оправдывать грех - это Вы верно заметили!
Собственно, "осуждение" по смыслу самого слова и означает как раз вынесение наказания.
Зато мне теперь понятно, что Вы имели в виду в предыдущем комменте...
Но не знаю, поняли ли Вы мою мысль. Я хочу обратить внимание, что покаяние - это все же не признание вины, - это признание греха (ошибки) грехом, и через признание греха избавление от вины. Покаяние - это избавление от вины.
Покаяние - это не признание вины, наоборот, это избавление от вины через признание греха.
Мы совсем на разных языках говорим? Или понимаем друг друга?
Пример заразителен. Поэтому удвительными кажутся слеующие слова: "Ответственность лежит на каждом из христианине,"
Получается, что безответственностью епископов удобно объяснять и оправдывать собственную безответственность. В таком случае найдется мало желающих указать епископам на нарушение канонов. Не в этом ли кроется одна из причин разобщенности народа христианского?
Пример заразителен. Поэтому удвительными кажутся слеующие слова: "Ответственность лежит на каждом из христианине,""
Слова о.Павла действительно можно понять неправильно. Но дело вовсе не в примере, а в церковных документах, о.Павел, по-видимому, говорит именно о современных церковных правилах и предписаниях, и, соответственно, сравнивая их с древними канонами, делает вывод. А то, что вообще ответственность перед Богом лежит на каждом христианине, совершенно очевидно и ничего странного в этом нет и быть не может.
Но кающихся Господь ведь уже не наказывает, кающихся Господь прощает. А покаяние (исповедь, исповедание) и означает - признание, т.е. принятие ответственности. Так что принятие ответственности совершенно не означает наказания от Господа. Зачем же смешивать разные понятия?
Edited at 2013-06-23 18:41 (local)
Может быть лишь однажды мельком буквально пришло осознание, что зло, которое пришло в мир лично моими стараниями, мыслями, поступками продолжит свое черное дело и после того, как я отойду в мир иной. Это меня ужаснуло. Если бы повлекло глубокое покаяние, то как минимум должен был случиться оазрыв сердца. Но не случилось. Так что уверен, что живу исключительно милостью Божией. Понятно, что грехи других людей, в том числе епископов, с тех пор меня уже практически не занимают вовсе.
Под ответом я понимаю в первую очередь именно испепеляющий стыд перед Богом за свои собственные грехи.
(Вот совершенно нисколько не сомневаюсь, что Вы знаете, что подразумевает понятие "покаяние".)
Нельзя допускать перехода стыда в вину. Вина разрушительна для души, вина отнимает способность брать ответственность.
Ответственность же (ответ перед Богом) невозможна без помощи и участия Бога. Ответственность - это результат покаяния. Ответ перед Богом - а это, собственно, и есть - богообщение - это исполнение заповедей Божиих!
Да, верно, наше богообщение всегда исполнено стыда.
Только грехи нам причитаются не только наши, грехи других людей очень во многих случаях тоже делаются нашими - и уж однозначно это относится к вышестоящим по чину церковному, коим мы бываем обязаны подчиняться. Так что с чужими грехами приходится тоже иметь дело.
Edited at 2013-06-24 12:33 (local)